Исторически сложилось
так, что восстановление крайней плоти (анциркумцизия), обычно было
связано с преследованием евреев со времен Ветхого Завета до наших дней.
Первое описание восстановления крайней плоти среди иудеев приведено в
Ветхом Завете: "Они построили в Иерусалиме училище по обычаю языческому
и установили у себя необрезание, и отступили от святаго завета, и
соединились с язычниками, и продались, чтобы делать зло." (1
Маккавейская, 1:14-15).
Это было написано во времена правления Антиоха IV (168 лет до н.э.),
когда в Палестине насаждался эллинизм, а давление на иудейскую религию
и культуру достигло своего апогея. Эллинистические идеалы завоевывали
популярность и становилось общепринятым демонстрировать обнаженное тело
на спортивных играх или в общественных банях. Иудеи были вынуждены
прятать свои гениталии или восстанавливать крайнюю плоть, чтобы
избежать гонений и поправить свое экономическое и социальное положение.
Кульминацией происходящего стал указ Антиоха о запрете обрезаний. За
нарушение указа предусматривалась смертная казнь.
Восстановление крайней плоти выполнялось как хирургически, так и с
использованием специальных грузов из бронзы и меди, которые назывались
"Pondus Judaeus" и прикреплялись к остаткам препуциальной кожи,
оттягивая их вниз. Через некоторое время достигался желаемый
косметический результат. После государственного переворота в 141 г. до
н.э. наступил период правления Маккавея и необходимость в анциркумцизии
отпала.
В 63 г. до н.э. римляне захватили власть и позже, с развитием
христианства, проблема восстановления крайней плоти вновь стала
актуальной. Действительно, многие евреи, обращенные в христианство,
должны были подвергнуться анциркумцизии, чтобы подтвердить свой отказ
от старой веры и быть принятыми в новое общество. Апостол Павел так
говорил об этом: "Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли
кто необрезанным, не обрезывайся. Обрезание ничто и необрезание ничто,
но всё в соблюдении заповедей Божьих."
В 117 году нашей эры к власти пришел император Адриан, который тяготел
к эллинийским идеям и ввел запрет на обрезание. В Талмуде приведены
свидетельства тому, что множество обрезанных иудеев подверглись
анциркумцизии в то время.
В греческом языке появился новый термин - "epispatikos" - человек,
подвергшийся восстановлению крайней плоти (epispasmos- оттягивать), а
римляне называли таких людей "recutitio".
Первое подробное описание оперативной методики анциркумцизии было дано
римским врачевателем Цельсом (25 год до н.э.- 50 год н.э.) в его
энциклопедической работе "De medicina libri octo" . В нем
приведено два способа оперативной анциркумцизии.
Первая методика рекомендовалась детям, а также лицам с врожденной
"короткой" препуциальной кожей. Кожа рассекалась окаймляющим разрезом у
основания полового члена, а затем после мобилизации оттягивалась над
головкой. На дистальный участок неопрепуция накладывалась лигатура,
которая препятствовала возвращению кожи на исходную позицию. Таким
образом, создавался физиологический двухслойный препуций, а на
проксимальном участке полового члена происходила реэпителизация.
Вторая методика предлагалась тогда, когда ранее пациент был обрезан по
религиозным соображениям. По этой методике производился коронарный
разрез и кожа полового члена мобилизовалась вдоль всего его тела до
основания.
Затем кожа оттягивалась над головкой и фиксировалась тугой повязкой, накладываемой от лобка до головки.
Так создавался всего лишь один слой препуциального мешка, а адгезия
кожи предотвращалась с помощью увлажняющих повязок и пластырей.
Один из основателей современной пластической хирургии Фридрих Диффенбах
(1792-1847), который посвятил проблеме восстановления препуция главы в
своих учебниках по хирургии. Он назвал эту операцию
«постиопластика». Диффенбах усовершенствовал методику
Цельса и выделил следующие показания к операции постиопластика:
«распутство, религия, чувство стыда и политическая
необходимость». С другой стороны, он считал, что эта операция
является «позором медицинской профессии» и выполняется с
намерением «сотворить девственника, что сравнимо с
восстановлением девственной плевы у женщины
Преследования евреев во времена нацистского режима в XX веке вновь
сделало актуальным вопрос о восстановлении крайней плоти. Отсутствие ее
становилось опасным для жизни, независимо от того, было обрезание
выполнено по религиозным соображением или в связи с фимозом в детском
возрасте. В медицинской литературе тех лет невозможно найти описаний
методик анциркумцизии, однако найдено несколько врачебных отчетов о
сделанных операциях.
В 1965 году L. Tushnet описал три различных способа анциркумцизии в
зависимости от возраста пациента, количества оставшейся препуциальной
кожи и мастерства хирурга. Первый и самый простой метод заключался в
оттягивании кожи полового члена над головкой, отсечении дистальной ее
части для создания «края» препуция и наложении на него швов
с формированием фимоза.
Второй способ походил на вторую методику Цельса и заключался в образовании однослойного нефизиологического препуция.
Третий и самый совершенный метод состоял в использовании свободного кожного лоскута, взятого с другой части тела пациента.
В настоящее время восстановление крайней плоти все еще остается
актуальным, хотя мотивы для этого изменились. Детальный анализ
психологических аспектов анциркумцизии был проведен D.C.Mohl в группе
пациентов в 1981 году. Он сравнивал желание восстановить крайнюю плоть
с мотивацией женщин увеличить свою грудь.
В 1963 г. J.Penn после проведения циркулярного разреза кожи в основании
полового члена и оттягивания ее для создания неопрепуция использовал
свободный кожный лоскут для укрытия дефекта.
W.Goodwin для закрытия дефекта кожи полового члена в 1990 году
имплантировал его под кожу мошонки и освобождал его во втором этапе
операции.
M.J.Lynch в 1993 использовал для этой цели кожный мошоночный лоскут на
питающей ножке. Все эти доктора затруднились дать информацию о
мотивации пациентов и критично относились к выполненным ими операциям.
В Интернете зарегистрировано несколько сайтов общественных
организаций по восстановлению крайней плоти: RECAP (Recover A Penis),
NORM (National Organization of Restoring Men) и UNCIRC (UNCircumcising
Information and Resources Center). Все они предоставляют литературу и
информацию о хирургических и терапевтических методах анциркумцизии.
По материалам Dirk Schultheiss, Michael C.Truss, Christian G.Stief, Udo
Jonas Department of Urology, Medizinische Hochschule Hannover, Germany
de Historia Urologiae Europaeae, vol.4, 175-189 .